История школы
Школа в жизни каждого человека играет далеко не последнюю роль, ведь именно с нее начинается становление жизненного пути каждого человека. Пушкин говорил: «Вначале жизни школу помню я». Она поэтому в начале жизни и поставлена, что здесь закладывается все. Это все верно, но сегодня мало кто из учеников нашей школы знает, как закладывалась школа.
Как общеобразовательная школа была основана в 1991 году. А до этого в этом здании находилась школа-интернат.
Школа была основана в 1961 году. Первоначально она представляла собой школу-интернат. Численность учеников составляла в то время 259 человек. Это были дети, живущие в далеких деревнях, где не было школ, а также дети из неблагополучных семей и детских домов. Они изучали следующие предметы: русский язык, литература, арифметика, история, география, немецкий язык.
Постепенно уровень обучения школьников повышался. В процессе работы учительского состава были предприняты некоторые шаги по улучшению системы образования. Дети не только учились в этой школе, но и жили, и воспитывались.
Однако в 1989 году интернат был закрыт и переведен в село Пошатово.
В 1991 году по указу мэра была организована общеобразовательная школа №16. Ее возглавил Ермолаев Сергей Александрович. Он активно включился в работу и начал сплачивать педколлектив. С первых дней образования школы работали:
- учитель-экспериментатор Вагина Тамара Николаевна,
- Данилова Елена Юрьевна, учитель начальных классов
- учитель математики Зюзина Надежда Николаевна и другие учителя.
Они добиваются высоких стабильных результатов в обучении.
Становление и развитие школы № 16 приходится на трудный период развития страны. 1991 год – конец прошлого – начало нынешнего столетия. Этот период характеризуется сложными процессами в истории российской школы, которая стала ареной столкновения двух общественных интересов. Одни стремились разрушить национальную систему образования до основания как абсолютно ненужный для них социальный статус, а другие пытались спасти серьезно пошатнувшееся положение школы. Стремительно шел процесс развала российской школы. Школа должна была не жить, а выживать, и при этом оставаться все тем же «островком разумности», сохранив лучшие черты российского классического образования. Но в 1991 г. наша школа прошла этот путь и не просто прошла, а сумела создать свои традиции, занять достойное место среди школ, которые уже укоренились в обществе того времени. Удивительно, каким образом ей удалось выжить в «эпоху перемен»? Сегодня мы знаем ответ на этот вопрос: только развиваясь, благодаря энтузиазму и профессионализму коллектива, а также четкого управления руководителя.
С 2008 года школу возглавляет Любова Елена Викторовна, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования Российской Федерации.
Выделим этапы развития школы.
I этап
С 1993 года в школе ведется обработка новой модели образования “Экология и диалектика” (авт. Л.В. Тарасов), ориентированная на углубленное изучение предметов естественного цикла.
На этом этапе возникли новые проблемы:
· Были программы, но не было учебников
· Необходимость повышения уровня знаний учителей, проводившиеся в других городах.
II этап 1994-1999 год
В этом году нашей школе присвоили статус лицея, но так как в г. Арзамасе существовал лицей, а школа №16 зарекомендовала себя как образовательное учреждение с достаточно высоким уровнем в подготовке учащихся в области естественнонаучных дисциплин, причин начала внедрять инновации в содержании, технологии обучения, воспитания учащихся, поэтому в декабре 1995 года присвоен статус МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов: химии, биологии и географии.
Педагогический коллектив состоит из 41 человека.
III этап: В 1999 – 2003 г.г.
Школа участвует в опытно-экспериментальной работе по программе «Здоровье». В нашей школе “Здоровья” создаются условия для сохранения здоровья ребенка, условия для физического, психологического, социального и духовного становления личности.
IV этап: 2003-2008 г.г.
Учитывая современные тенденции обновления образования, выявленные проблемы и противоречия образовательной системы школы, педагогический коллектив видит их решения в построении адоптивной образовательной системы “Школы успеха”.
Выпускники нашей школы быстро адаптируются в современной жизни, самостоятельно приобретают необходимые знания, умеют находить свое место в жизни.
Сегодня школа является:
· Членом Всероссийской ассоциации экономического образования
· Членом Международного экологического союза
· Участником Международного движения “Красивая школа”
V этап: 2008-2015 г.г.
В связи с внедрением ФГОС, принятием Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется переход школы к парадигме системного развития, достижения нового качества образовательных услуг. Школа реализует образовательный проект «Школа здорового и гармоничного развития». Проект «Школы здорового и гармоничного развития» – это стремление соответствовать моделям жизни духовно-ориентированного поколения, направлен на развитие инновационного потенциала школы, создание условий для профессионального роста педагога и личностного роста учащегося, способного к сохранению и раскрытию в полной мере своего человеческого потенциала через проектирование здорового и гармоничного личностного саморазвития.
VI этап: 2016-2021 г.г.
Опираясь на результаты предшествующих этапов развития школы, педагогический коллектив определил концепцию развития школы на ближайшую перспективу как открытой инновационной образовательной системы в рамках модели «Школа – Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности».
Инновационные направления реализации Программы определены в соответствии с решением стратегических задач путем реализации образовательных проектов «Образовательный альянс», «Альтернатива», «Апробация», комплексно-целевых программ «Здоровая среда – здоровые дети», «Информатизация в действии».
Интеграция инновационных процессов на уровне школы будет обеспечена внедрением матричной структуру управления, предполагающей создание постоянных и временных рабочих (проектных) групп по актуальным направлениям развития, на уровне образовательного сообщества города - функционированием школы как Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности.