Положение о Совете профилактики правонарушений
Методические рекомендации педагогам по организации правового воспитания и формированию у учащихся разного возраста законопослушного поведения
Памятка для педагогов по профилактике употребления курительных смесей
В настоящее время в России распространяются новые виды психоактивных веществ - курительные смеси, содержащие в своем составе один из новых видов наркотиков (модификации синтетического каннабиноида). Во многих субъектах РФ, в том числе и в Кемеровской области правоохранительные органы столкнулись с фактами реализации смесей, основными покупателями которых являются молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. До принятия 31 декабря 2009 года Постановления Правительства РФ № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» данные курительные смеси распространялись легально. Производителями и распространителями курительных смесей развернута агрессивная информационная кампания, направленная на вовлечение молодежи в процесс наркотизации.
Курительные смеси делятся на две группы. К первому виду относятся миксы, состоящие из натуральных растений. Травы перемешиваются между собой в определенных пропорциях и дают так называемый «эффект употребления». Второй вид курительных миксов – это
смеси трав, обработанных химическими веществами (синтетическими каннабиноидами) и полностью произведенные в лабораторных условиях. Обнаруженный в составе курительных смесей синтетический каннабиноид JWH 018 в пять раз сильнее марихуаны.
Признаки употребления курительных смесей:
Нарушения восприятия:
- слуховые и зрительные галлюцинации,
- искажение чувства времени (чаще ощущение, что временные интервалы повторяются, возникает ощущение остановки, замедления времени)
Ощущение утраты контроля над телодвижениями.
Страх смерти, паника
Соматические проявления (колебания артериального давления и пульса в очень больших пределах от 70/40 мм.рт.ст. до 200/150 мм.рт.ст.).
Признаки внешнего опьянения курительными смесями:
тревожность;
нарушение координации движений, либо двигательная активность хаотична;
сонливость, заторможенность
зрачок чаще расширен, трудности в фокусировкой взгляда;
внимание привлекается с трудом;
речь невнятная;
слабость, бледность кожных покровов, тошнота, рвота;
галлюцинаторные расстройства.
При организации педагогической профилактики среди детей и подростков необходимо учитывать следующие факторы:
· Дети и подростки уже могут иметь опыт употребления тех или иных ПАВ, у них, возможно, уже сформировано своё отношение к проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами, которые представляет педагог.
· Для подростков большое значение имеет общение со сверстниками, взаимодействия с группой, её мнение и оценки. Мнение и оценки учителя, родителей зачастую оказываются менее значимыми.
· Дети, а особенно подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах злоупотребления ПАВ, которую они получают от взрослых–педагогов, родителей. Подростки считают, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности, взрослые многое преувеличивают и т.д.
· Традиционно при объяснении опасности злоупотребления ПАВ основной акцент делается на негативных последствиях знакомства с одурманивающими веществами для здоровья. Между тем личностная ценность здоровья у детей и подростков ещё недостаточно сформирована. Далеко не все они (в силу возрастных особенностей) осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья.
В связи с этим рекомендуется:
· Избегать навязывания учащимся готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы употребления курительных смесей. Основное внимание следует уделить созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между детьми и подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Задача педагога в этом случае не оценивать высказывания учащихся как правильные и неправильные, а неявно руководить дискуссией, обращая внимание детей и подростков на значимые обстоятельства и факты.
· Использовать формы и методы, обеспечивающие самим детям и подросткам роль ведущих, организаторов работы. Профилактическая информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, представленные педагогом. К тому же роль ведущих, организаторов работы позволяет удовлетворить одну из основных потребностей – чувствовать себя взрослым и проявить себя в социально значимой деятельности.
· Основной акцент при объяснении подросткам негативных последствий злоупотребления курительными смесями следует делать на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к данным веществам на наиболее значимых для них факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т.д., какие ограничения при выборе профессии могут возникнуть.
В целях профилактики потребления курительных смесей рекомендуется регулярно проводить родительские собрания, на которых доводить до сведения родителей информацию о вреде потребления данных веществ.
Педагоги обязаны информировать органы внутренних дел о каждом факте потребления таких смесей!